Как получить господдержку за беспилотники в РФ и реально ли это?

Минпромторг разработал правила, по которым можно попасть в специальный реестр производителей и разработчиков беспилотников. Это дает право на получение субсидий, налоговых льгот и участие в госзаказе. Для этого нужно выполнять два условия: получать не менее 40% дохода от продажи беспилотников и иметь сертификат на свои дроны. Отраслевые эксперты считают, что эти условия могут быть слишком жесткими и нереалистичными для многих компаний.

Почему важно быть в реестре

С 2024 года в России будет действовать единый реестр производителей и разработчиков беспилотных авиационных систем (БАС). Это устройства, которые могут летать без пилота, например, дроны, квадрокоптеры, вертолеты и т.д. Быть в реестре выгодно, потому что это дает доступ к государственной поддержке. Например, до 2030 года из бюджета будет выделено около 700 млрд руб. на развитие гражданских беспилотников. Кроме того, участники реестра смогут получать субсидии, налоговые льготы и участвовать в госзаказе.

Как попасть в реестр

Для того, чтобы попасть в реестр, нужно соответствовать двум критериям:

  • Получать не менее 40% выручки от продажи беспилотников. Это значит, что компания должна специализироваться на беспилотниках и не заниматься другими видами деятельности.
  • Иметь сертификат на свои беспилотники. Это значит, что беспилотники должны быть проверены и одобрены государственными органами по безопасности и качеству.

Какие проблемы могут возникнуть

Отраслевые эксперты считают, что эти критерии могут быть слишком жесткими и нереалистичными для многих компаний по следующим причинам:

  • Многие крупные компании производят беспилотники не только для продажи, но и для собственных нужд, например, для аграрного сектора, геодезии, доставки и т.д. Для них доля выручки от беспилотников может быть очень маленькой по сравнению с другими видами бизнеса.
  • Многие российские беспилотники собираются из иностранных комплектующих, которые часто меняются в зависимости от технологий и требований заказчиков. Для каждого изменения нужно проходить дорогую и долгую сертификацию, что затрудняет развитие и импортозамещение отрасли.
  • Многие виды беспилотников не нуждаются в сертификации, так как они летают на небольших высотах и расстояниях, не представляя опасности для других летательных аппаратов и людей. Для них достаточно простой проверки или декларации соответствия.

Какие предложения по улучшению

Отраслевые эксперты предлагают обсудить проект реестра с Минпромторгом и внести свои предложения по его доработке. Вот некоторые из них:

  • Учитывать не только выручку от продажи беспилотников, но и от предоставления услуг с их помощью, так как это основной источник дохода отрасли.
  • Учитывать не только сертификат на беспилотники, но и другие документы, подтверждающие их безопасность и качество, в зависимости от типа и назначения беспилотников.
  • Учитывать не только производителей и разработчиков беспилотников, но и производителей комплектующих и программного обеспечения для них, так как они тоже важны для развития отрасли.
  • Учитывать не только российское происхождение компаний, но и степень локализации их продукции, так как это способствует импортозамещению и конкурентоспособности.

В целом, эксперты согласны, что реестр должен существовать, чтобы защитить инвестиции государства в отрасль. Однако, они хотят, чтобы реестр был более гибким и учитывал интересы и потребности всех участников рынка. Они надеются, что Минпромторг будет прислушиваться к их мнению и корректировать правила по мере развития рынка.