Набор показателей для дронов для оценки перспективных проектов от Алексея Чадаева

Набор показателей для дронов, предлагаемый к использованию для оценки перспективных проектов.

  1. Если брать текущее состояние, единственная юридически значимая метрика — это… взлётный вес. И ровно две отсечки: до 150 грамм (не требует регистрации) и до 30 кг (не является авиационным транспортным средством); всё, что тяжелее — уже требования как к самолёту. Все остальные метрики — грузоподъёмность, дальность полёта, время полёта, особенности конструкции, варианты полезной нагрузки и т.д. — существуют исключительно в продажных презентациях.
  2. Те метрики, которые чаще всего обсуждаются на совещаниях, касаются, как правило, исключительно особенностей использования — то есть когда дрон уже взлетел и начал делать свою работу. Давайте посмотрим повнимательнее на то, что за скобками этого процесса. То есть на весь жизненный цикл изделия — начиная от его проектирования и производства, и заканчивая утилизацией.
  3. Предлагаемый набор подходов к метрикам является результатом коллективной работы экспертной группы Дронницы, и опирается в основном на опыт боевой эксплуатации существующих моделей. Тем не менее, легко сделать операцию «перевода» в уме военного и гражданского вариантов применения.
  4. Проектирование и производство. Сегодняшний типичный дрон российского производства — это голем, собранный из закупленных у разнообразных китайских производителей ключевых узлов, с минимальным добавлением локальных изделий, в соответствии с предполагаемой задачей применения. Рано или поздно (и лучше пораньше) мы поймём, что для разворачивания индустрии нужно производить и разрабатывать не сами дроны, а ключевые узлы и компоненты — двигатели, полётные контроллеры, даталинки, оптику, модули полезной нагрузки и т.д., вплоть до мелочей — шлейфов, сервоприводов, датчиков… то есть отмотать на 1-2 стадии по цепочке переделов. Но здесь важно не совершить ошибку на уровне архитектуры — избежать «феодализма» производителей. Поэтому вопрос сводится к проектированию открытых архитектур, причём, в наиболее радикальном варианте, по модели open source software — нужно думать об open source hardware, то есть узлах с беспатентной КД, которые может производить кто угодно, с простой процедурой приёмки/сертификации.
  5. Хранение/транспортировка/ремонт/обслуживание. Приоритеты: эргономика, транспортабельность, простота сборки, модульность, крупноузловая компоновка (в тч облегчающая полевой ремонт), системы самодиагностики, конструктивно заложенная возможность последующих улучшений (upgradeability).
  6. Ключевой вопрос надёжности — это расчётный ресурс работы различных узлов. Необходимы лабораторно подтверждённые статистические расчёты, на сколько часов работы хватает того или иного двигателя, на сколько циклов зарядки рассчитан аккумулятор и т.д., вплоть до разъёмов (по опыту, в поле стандартный аккумуляторный разъём приходится менять после пары десятков подключений/отключений). Если ресурс работы того или иного узла сильно меньше расчётного срока жизни всего изделия, необходимо считать его расходником, т.е. сразу закладывать модульную архитектуру замены.
  7. Метрика, которая часто остаётся за скобками — это уровень требований к внешней инфраструктуре. Это касается и полётов (связь, навигация), и хранения-обслуживания. Неправильно считать, что они всегда по умолчанию должны быть «чем меньше, тем лучше». Троллейбусу нужны провода, автобусу нет, но у автономности автобуса есть свои минусы. Надо научиться видеть БАС не как летающую железку, а как часть техносферного комплекса, «надводную часть айсберга» — при этом наверху спутники, внизу локаторы, дронопорты и маяки, в воздухе — другие устройства, с которыми они обмениваются данными и т.д.

Источник: https://t.me/chadayevru/2258