Индустрия беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) развивается с большой скоростью и предлагает разные преимущества для общества и экономики. Однако она также создает новые опасности, которые нужно учитывать и преодолевать.
Дроны на войне
По данным американского журнала Defense News, немецкая фирма Quantum Systems утроила поставки в Украину БПЛА Vector. Нидерланды планируют отправить на восток НАТО три MQ-9 Reaper – дроны, которые будут собирать сведения о планах России. Мы часто читаем такие новости и понимаем, что скорее всего, некоторые из этих дронов будут атаковать мирные цели.
По информации из открытых источников, к концу января 2024 года, власти регионов сообщили о более чем 600 атаках БПЛА на разные объекты России. Среди целей дронов были, в том числе, предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Закон против дронов
Российский рынок систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для гражданского сектора сегодня только формируется с точки зрения законодательства. Юридически он пока не существует, но фактически есть растущая потребность, вызванная угрозами.
В декабре 2023 года был принят закон, который разрешает сотрудникам частных охранных предприятий препятствовать нахождению дронов рядом с объектами ТЭК. По принятой норме, беспилотники можно не только уничтожать или повреждать, но и подавлять или изменять сигналы дистанционного управления.
До этого документа право на уничтожение беспилотников имели только силовые структуры, ведомственная охрана и частные охранные предприятия, которые охраняют объекты с высокими требованиями к антитеррористической защите. Безопасность более 80% объектов ТЭК обеспечивают частные охранные организации. Принятые нормы позволят устранить имеющиеся правовые пробелы.
С 1 сентября 2024 года правом препятствовать работе беспилотных аппаратов в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры наделяются подразделения транспортной безопасности. Также в Госдуме предложили создавать купол безопасности над всеми промышленными предприятиями и объектами стратегической инфраструктуры в РФ. С такой инициативой первый заместитель руководителя фракции СРЗП Дмитрий Гусев обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. По его словам, затраты на создание системы защиты от БПЛА существенно меньше, чем ущерб, к которому может привести один террористический акт.
Это одно из самых серьезных и взвешенных предложений на сегодняшний день, которое позволит обезопасить сразу большие территории. Но юридически еще предстоит большая работа, и она ведется. Задействовано большое количество структур – ФСБ, ФСО, Роспотребнадзор, МВД и страховые компании. На постоянной основе работает комиссия, которая собирает предложения и обсуждает варианты законодательных решений.
Технологический прорыв
По данным газеты “Ведомости”, опубликованным в апреле 2023 года, на основании информации от маркетплейса систем безопасности “Техключи.рф” и статистики поисковых запросов “Яндекс.Вордстат”, за первый квартал 2023 года спрос на системы защиты от БПЛА увеличился в три раза, а по сравнению с прошлым годом – в пять раз. Раньше такие системы покупали в основном крупные промышленные компании и государственные организации, но с начала 2023 года среди покупателей появились частные лица, включая жителей коттеджных поселков.
Защита любого предприятия строится по принципу достаточной необходимости. Есть много мелких объектов, которым хватает недорогих средств обнаружения и подавления для предупреждения возможных угроз. Если же речь идет о крупных стратегических предприятиях или группе предприятий на одной территории, то требуется серьезная многоуровневая защита объекта с использованием разных средств безопасности от разных производителей.
Системы защиты всегда отстают от систем нападения. И рынок БПЛА и антидроновых систем не исключение – производители РЭБ находятся в роли “догоняющих” по отношению к развитию дронов. Производители БПЛА объединяются в сообщества и усовершенствуют конструкцию и технические характеристики своего продукта, опираясь на отзывы операторов дронов. Для них даже создали специальные каналы, в которых пилоты делятся опытом использования БПЛА в боевых условиях.
На основе полученных отзывов создатели беспилотников внесли улучшения по трем направлениям: обновление программного обеспечения, увеличение времени автономной работы на один час и аппаратные изменения. Также улучшили стабилизацию вертикального взлета и посадки дронов, что позволило им безопасно приземляться в разных условиях.
В 2023 году стали активно использовать FPV-дроны (First Person View, или “вид от первого лица”), которые в 2022 году почти не применялись для нападения на разные объекты. В то же время большинство из уже поставленных систем заказчикам не были адаптированы к противодействию дронам этого типа.
Защита от дронов
Сегодня многие производители и поставщики оборудования утверждают, что могут оценить эффективность систем анти-БПЛА, но не все из них это действительно могут. У многих нет средств объективного контроля, специального измерительного оборудования и квалифицированных специалистов, а также полигонов и лабораторных стендов, где можно проводить испытания и тесты.
Современные подавители сигналов можно разделить на три типа – это ружья, стационарные установки подавления, которые активно внедряются на объектах критической инфраструктуры, и станции радиоэлектронной борьбы специального назначения.
Противодроновые ружья стали популярны и доступны для покупки в 2022 году. Однако они могут быть использованы только в качестве дополнительных мер к полноценной системе защиты от БПЛА из-за сложности их использования. Их эффективному применению могут помешать плохие погодные условия, а основное негативное влияние способен оказать человеческий фактор, поскольку важны скорость реакции и наличие навыка обращения с таким устройством. Плюс к этому не велика вероятность успешного попадания в дрон.
Для обеспечения безопасности крупных объектов, таких как предприятия ТЭК, подобные ружья не могут быть единственным средством защиты от беспилотников. Против БПЛА, которые потенциально могут совершить атаку, необходимы развернутые на нужных направлениях специализированные комплексы с полноценными системами мониторинга, обнаружения, идентификации, сопровождения и нейтрализации.
Среди российских компаний, занимающихся более пяти лет разработками в области специального радиоконтроля и радиоподавления, можно назвать Научно-технический центр радиоэлектронной борьбы, компанию “Иркос”, “Лабораторию Касперского”, Научно-исследовательский институт “Вектор” холдинга “Росэлектроника” (входит в Госкорпорацию Ростех), а также концерн ВКО “Алмаз-Антей”.
Так, у “Вектора” есть мобильный комплекс противодействия БПЛА “Защита”, который может осуществлять обнаружение, сопровождение, идентификацию и подавление дронов. Он состоит из установки пассивной радиолокации, разных устройств подавления линейки “Серп” и аппаратуры для радиоэлектронного мониторинга. Максимальная дальность обнаружения может меняться от 2 до 11,3 км в зависимости от размера летательного аппарата.
Устройства созданы для охраны разных объектов большой и малой протяженности – гидро- и атомных электростанций, нефте- и газопроводов, аэропортов, морских и речных портов, объектов силовых ведомств. Они обнаруживают и противодействуют дронам в секторе от 30 до 360 градусов, что, в отличие от купольных систем, позволяет использовать их для прицельного подавления конкретных БПЛА в заранее выявленном поддиапазоне частот. Это одно из ключевых преимуществ, которое позволяет применять систему “Защита” на объектах, где используются беспилотники.
В ответ на участившиеся атаки FPV-дронов “Вектор” создал комплекс для борьбы с БПЛА “Серп-ВС6″. Летом 2023 года были завершены финальные испытания и начались первые поставки на гражданский рынок этой аппаратуры, которая способна подавлять FPV-дроны за счет расширения диапазона частот.”
Стоимость безопасности
Важно и необходимо увеличивать производство таких систем. Но сейчас, как отмечают специалисты, часто не хватает оборудования, чтобы закрыть все объекты.
Кроме того, цена самого оборудования, необходимого для защиты того или иного объекта, зачастую достаточно высока, чтобы все заказчики могли приобрести устройства. Ведется активная работа с администрациями городов для создания единых ситуационных центров, которые могут существенно снижать финансовую нагрузку на одно конкретное предприятие.
На стоимость изготовления систем РЭБ влияет много факторов: площадь, ландшафт, архитектура защищаемой территории и объектов на ней, отраслевая специфика предприятия и категория угроз.
Для того чтобы антидроновый комплекс гармонично и эффективно встраивался в общую систему безопасности предприятия, был оптимальным по составу, стоимости, монтажу и управлению, поставщик должен хорошо разбираться в отраслевой специфике и предлагать как готовые проекты, так и индивидуальные решения, а также обеспечивать дальнейшую бесперебойную работу оборудования, проводя регулярную модернизацию и обучая персонал.
Так, в течение 2023 года НИИ “Вектор” произвел и поставил более 100 комплексов для борьбы с беспилотниками серии “Серп”, которые успешно эксплуатируются на объектах ТЭК и предприятиях военно-промышленного комплекса России. Это говорит о том, что рынок растет быстрыми темпами – противодроновая защита становится неотъемлемой частью системы безопасности объектов критической инфраструктуры.
Заключение
Дроны – это новые возможности и угрозы для общества и экономики. Они могут использоваться для разных целей, как полезных, так и опасных для общества. Поэтому нужно развивать и внедрять системы защиты от БПЛА, которые могут обнаруживать, идентифицировать и подавлять дроны, которые представляют опасность для объектов критической инфраструктуры, таких как предприятия ТЭК. Это требует совместных усилий производителей и поставщиков оборудования, законодателей и заказчиков, а также учета отраслевой специфики и категории угроз. Только так можно обеспечить безопасность и стабильность в современном мире, наполняемом дронами.
Использовался источник