Как беспилотники усложняют жизнь аэропортам

Как ссобщает Leidos 19 февраля 2016 года пилот авиакомпании Air France пытался зайти на посадку в парижском аэропорту Шарль-де-Голль, когда заметил беспилотник возле левого крыла самолета. Пилот отключил автопилот и стал маневрировать, чтобы избежать столкновения. По оценкам пилота, он едва разминулся с беспилотником – примерно на 15 футов. Близкое столкновение не является отдельным инцидентом. В 2015 году британский Совет по воздушному сближению зафиксировал 40 случаев, когда беспилотники пролетали мимо самолетов, причем некоторые дроны приближались к ним на расстояние до 15 футов. А в США Федеральное управление гражданской авиации (FAA) заявляет, что ежемесячно получает более 100 сообщений о замеченных дронах вблизи аэропортов и самолетов. Большинство из этих полетов не являются злонамеренными. Несмотря на то, что невозможно исключить возможность того, что некоторые злоумышленники пытаются столкнуть беспилотники с самолетами, большинство таких инцидентов, скорее всего, можно списать на любителей дронов.

Возросшая популярность беспилотников
В наши дни многие люди покупают беспилотники. FAA подсчитало, что в рождественский сезон в США под елками людей будет “миллион дронов”. И хотя это, несомненно, принесет хорошее настроение в праздничный сезон, для пилотов, приземляющихся и взлетающих из американских аэропортов, популярность дронов больше напоминает кошмар перед Рождеством.

Некоторые связывают рост продаж с гонками дронов. Согласно последним отчетам FAA продажи дронов постоянно растут.

Потенциальная стоимость для экономики
Беспилотники могут способствовать росту экономики – Инновационные стартапы используют беспилотники для сбора данных в самых разных отраслях, от отслеживания урожая до измерения таяния снега. Бухгалтерская компания PricewaterhouseCoopers считает, что решения, основанные на использовании беспилотников, со временем могут принести мировой промышленности 127 миллиардов долларов. Но, как показывают вышеупомянутые инциденты, существует риск, что беспилотники могут принести и убытки.

Беспилотники были замечены в непосредственной близости от авиалайнеров в аэропортах, включая Вашингтон Даллес, Кеннеди и Лос-Анджелес. Однажды”несанкционированная активность дронов” вблизи Международного аэропорта Дубая в Объединенных Арабских Эмиратах вынудила власти закрыть аэропорт на 69 минут. Другой инцидент, произошедший в сентябре, заставил закрыть аэропорт еще раз и не позволял полностью возобновить работу в течение почти часа. Недавно Дубай оценил стоимость закрытия своего аэропорта примерно в 1 миллион долларов США за минуту простоя аэропорта.

Так что даже если беспилотник еще не столкнулся с самолетом, финансовое воздействие беспилотников уже дает о себе знать.

Привлечение оружия к борьбе с беспилотниками
Что же делать? Признавая надвигающуюся угрозу со стороны беспилотников, многие компании спешат предложить решения по борьбе с угрозой, исходящей от дронов. Например, в рамках одного пилотного проекта FAA оценивает использование “системы защиты от беспилотников”, которая обнаруживает и отслеживает беспилотники, а затем глушит их наведение с помощью излучения. Другие предлагаемые решения включают системы уничтожения беспилотников в полете с помощью лазерного оружия или снарядов.

Джеймс Уильямсон, управляющий директор по авиации компании Leidos, чьи системы управляют 60% мирового воздушного движения, обеспокоен тем, что такой подход “сначала стреляй, потом задавай вопросы” создает собственные риски для коммерческой авиации.

Уильямсон называет риск, который беспилотники представляют для самолетов, взлетающих и садящихся в аэропортах, “довольно значительным”. Не только из-за катастрофического эффекта, который беспилотник может оказать на реактивный двигатель в случае попадания в него, но и из-за риска, который представляет собой отвлекающий фактор в воздушном пространстве во время критической фазы полета.

Это может звучать как аргумент в пользу устранения угрозы беспилотников любыми средствами. Но принятие агрессивных мер по уничтожению беспилотников, вторгающихся в воздушное пространство аэропорта, может усугубить проблему, а не улучшить ее. “Взрыв дронов в небе, – говорит Уильямсон, – добавляет дополнительный риск в и без того чреватую ситуацию. Проще говоря, если вы стреляете по беспилотнику в переполненном воздушном пространстве – и промахиваетесь – есть реальный риск попасть в то, во что вы не целились. Попав в него, вы можете уничтожить беспилотник неконтролируемым образом, создав на взлетно-посадочной полосе завалы посторонних предметов, что является еще одним серьезным риском для авиационной безопасности.

Как защититься от рисков, связанных с беспилотниками
Так есть ли лучший способ справиться с угрозой беспилотников, не усиливая ее? Компания Leidos считает, что да, и предложила двухкомпонентный подход, который начинается с интенсивного изучения проблемы и переходит к интеграции целого ряда решений для безопасного противодействия угрозе.

Например, несмотря на все размышления об угрозе беспилотников в средствах массовой информации в последнее время, было проведено очень мало серьезных исследований для количественной оценки этой угрозы в отношении частоты “близких промахов”, частоты, с которой они происходят, и ущерба, который может возникнуть в результате столкновения в воздухе. Одно из таких редких исследований, проведенное в прошлом году, было вынуждено опираться в основном на данные, касающиеся ударов птиц по самолетам, прежде чем прийти к выводу, что “вероятность столкновения [с беспилотником] остается на приемлемом уровне”.

И все же, по оценкам Уильямсона, проведение всестороннего исследования этой угрозы обойдется всего в “несколько сотен тысяч долларов”. Если сопоставить эти затраты с 225 миллионами долларов, которые будут потеряны в случае падения авиалайнера Boeing 787-8 в результате столкновения, не говоря уже о человеческих жертвах в результате такой трагедии, то это кажется стоящей инвестицией.

Следующие шаги
После проведения и анализа исследований аэропорты могут выбрать одну из множества готовых технологий для интеграции в комплексное решение. Например, недавно FAA обязало операторов дронов класса 1 весом более полукилограмма (к этому классу относятся популярные дроны Phantom 2 от DJI) зарегистрироваться в агентстве, чтобы облегчить контроль за их использованием. Тем не менее, существующие радарные системы воздушного движения не способны точно обнаружить и отследить множество дронов такого размера.

Однако британский производитель Aveillant установил свой голографический радар в княжестве Монако для обнаружения и отслеживания дронов размером с Phantom 2 на расстоянии “более 4 морских миль”. В сочетании с дополнительными решениями от других компаний, предлагающих акустический мониторинг, камеры дневного света и программное обеспечение для интеграции данных, собранных со всего вышеперечисленного, должно быть возможно собрать четырехмерную (4D) картину беспилотников в воздушном пространстве аэропорта – точно определить их местоположение и отслеживать траектории их полета с течением времени.

“Такое ограждение для дронов могло бы предоставить лицам, принимающим решения в аэропорту, информацию, необходимую для принятия решения о том, как лучше всего справиться с угрозой, исходящей от дронов, – говорит Уильямсон, – будь то контакт и предупреждение оператора, уведомление полиции, перенаправление воздушного движения или даже закрытие отдельных взлетно-посадочных полос”. Это позволит избежать необходимости закрывать весь аэропорт и нести расходы в размере “1 миллиона долларов в минуту”, которые в настоящее время терзают Дубай.

Если учесть, что создание такой системы обойдется всего в несколько миллионов долларов – затраты могут окупиться всего за 10 минут простоя – решение не вызывает сомнений.