В России
ГИБДД Краснодарского края использует беспилотные летательные аппараты для контроля нарушений. По сообщению регионального отдела МВД, во время курортного сезона было проведено семь рейдов совместно с авиационным отрядом специального назначения Росгвардии, в ходе которых было выявлено 128 грубых нарушений.
Сейчас беспилотники работают на территории Апшеронского района, позже рейды продут в Анапе и на территории Мостовского района. По официальной информации, работа дронов позволила снизить число тяжелых ДТП и успокоить потоки машин в проблемных местах.
Самым распространенным нарушением, которое фиксируют с помощью дронов, является выезд на полосу встречного движения. Также беспилотники могут выявлять выезды на обочину, нарушения рядности, несоблюдение других требований дорожной разметки, нарушения на перекрестках и непропуск пешеходов.
Аналогичный рейд Росгвардии и ГИБДД прошел в Кемеровской области. Как заявили в ГИБДД региона, летательные аппараты осуществляли контроль за дорожной обстановкой на участке дороги протяженностью до 20 километров. Сотрудники Росгвардии производили запись правонарушения и передавали информацию экипажу ДПС. Впоследствии эти видеозаписи служили доказательной базой при оформлении протоколов.
Использовать беспилотники для контроля дорог в России начали еще в 2014 году, когдав Тюменской области с помощью дронов ловили любителей езды по обочине. С 2015 года беспилотники периодически используют на Дальнем Востоке. В том же году сотрудники УГИБДД Свердловской области получили партию дронов российского производства, способных распознавать номера автомобилей и факт пересечения сплошной линии разметки. Эти аппараты имеют запас лета 60 км и могут подниматься на 5 км вверх. Каждый дрон обслуживает экипаж из пилота и оператора.
В 2016 году тестовые запуски дронов начала ГИБДД Прикамья на дороге Пермь-Екатеринбург. Потом дроны запустила ГИБДД Ставрополья. «Эксперимент показал положительные результаты. Техническое устройство просто в управлении, стоит дешевле стационарных камер и может применяться как в дневных, так и в ночных условиях», — говорилось в сообщении пресс-службы ГИБДД региона.
Летом 2018 года беспилотные аппараты начали использовать в Амурской области около Благовещенска. Дроны летали на высоте нескольких сотен метров, а при выявлении нарушителя вели его по трассе до поста ДПС.
Тогда же аналогичную технику запустили в Удмуртии. По словам начальника 1 отдела УГИБДД Удмуртии Вениамина Вычужанина, разрешение камер позволяет идентифицировать госномер и объявить машину в розыск: «Если нарушитель до нас по какой-то причине не доедет, у нас уже есть точная информация о месте правонарушения, времени и марке автомобиля. В дальнейшем уже через возбуждение административного расследования мы можем привлечь его к ответственности»
На дорогах Краснояского края беспилотники контролируют движение с весны 2017 года. Во время первого же запуска за два часа на трассе Р255 «Сибирь» было составлено 16 протоколов за выезд на встречную полосу движения. Помимо контроля движения местное ГИБДД собиралось использовать дроны для поисков угнанных автомобилей, хранящихся в «отстойниках» на закрытых территориях.
Отдельного внимания заслуживает роботехнический комплекс “Скарабей”, который использует полиция и военные.
“Скарабей” — это небольшая платформа на колесах с видеокамерой высокого разрешения, микрофоном и тепловизором. Комплекс “Скарабей” предназначен для оперативного сбора аудио- и видеоинформации в труднодоступных и опасных для человека зонах, и последующей ее передачи по радиоканалу на пульт видеонаблюдения и дистанционного управления. Он включает в свой состав управляемую досмотровую платформу и пульт дистанционного управления с интегрированной системой видеонаблюдения. Управляемая досмотровая платформа «Скарабея» представляет собой подвижную колесную или гусеничную базу, на которой установлены видеокамеры высокого разрешения, микрофон, тепловизор и передатчик аудио-видеоинформации по радиоканалу. Передача по радиоканалу обеспечивает стабильность и высокое качество изображения, даже при плохих условиях распространения сигнала. Дальность наблюдения с передачей видеоинформации по радиоканалу на пульт видеонаблюдения и дистанционного управления (по земле) — не менее 250 метров. Время работы не менее 120 минут.
Устройство можно опускать в колодцы и подземные коммуникации, забрасывать в окна, чтобы дистанционно осмотреть помещение на наличие подозрительных предметов. Принят на вооружение в 2018 году.
В США
Взгляд изнутри на то, как полиция использует дроны в Форт-Уэйн, штат Индиана
Один из основателей подразделения воздушной поддержки полиции города Форт-Уэйн рассказывает о том, как используются беспилотники, как они тренируются и как работают с населением:
Группа воздушной поддержки (ГВП) департамента полиции Форт-Уэйна начала свою работу в 2017 году. Команда была замыслом лейтенанта Джона Бауэрса еще в 2015 году. Первоначальная цель группы заключалась в обеспечении наблюдения за операциями группы экстренных служб (ГЭС). В то время команда была сформирована из двух переговорщиков с заложниками и двух лицензированных пилотов полицейского департамента. По мере развития событий было решено, что группа из четырех человек станет отдельной командой, подчиняющейся отделу специальных операций департамента полиции, а официальная команда состояла из лейтенанта, сержанта и пяти патрульных офицеров.
Как полиция использует беспилотники в Форт-Уэйне
С 2017 года команда выросла. В 2022 году команда будет состоять из 2 сержантов и 8 патрульных. В 2021 году команда ответила на 217 вызовов на обслуживание. В их число входило дежурство в ГЭС, реконструкция аварий со смертельным исходом, места преступлений на открытом воздухе, субъекты, убегающие от полиции, пропавшие дети и взрослые, а также проверки радиовышек. В 2021 году команда также участвовала в 29 демонстрациях для общественности и в работе с населением.
Обучение и перекрестное обучение с другими департаментами общественной безопасности
ГВП проводит тренировки три дня в месяц. Один день в месяц посвящен работе с беспилотниками в помещении. В течение этого учебного дня команда может провести время, тренируясь с операторами роботов ГЭС, работая над конкретными задачами, которые продолжают продвигать работу команды в операциях внутри помещений. Два других дня посвящены изучению нового оборудования, освоению нового программного обеспечения, пересмотру политики и процедур и продолжению работы над рабочим процессом.
ГВП поддерживает тесные отношения с пожарной службой города. Следователи по поджогам из пожарной службы помогают ГВП в проведении различных полицейских операций (они также являются присяжными правоохранителями) и ежемесячно тренируются вместе с командой. Аналогичным образом, следователи по поджогам запрашивали у АГУ пилотов для оказания помощи при крупных пожарах, начиная от помощи в поиске очагов возгорания и заканчивая составлением карты места происшествия после того, как пожар был взят под контроль.
Одним из моментов, отличающих Форт-Уэйн, штат Индиана, от других городов, является постановление о беспилотниках города Форт-Уэйн. Первоначальное постановление, созданное в 2018 году, было пересмотрено в 2021 году, чтобы включить не только воздушный район в центре города, но и аэропорты и больницы с вертолетными площадками в городе, а также военные районы в черте города. Это постановление – не постановление об одобрении или отказе, а информационное постановление, в котором пилоту беспилотника предлагается представить форму, которая передается команде беспилотников, чтобы операции с беспилотниками документировались и помогали обеспечить безопасность.
В 2018 году подразделение воздушной поддержки обеспечивало наблюдение за действующим президентом во время остановки в Форт-Уэйне во время промежуточной предвыборной кампании.
Расширение программы: Передовой визуальный наблюдатель, беспилотник как первый помощник
С 2018 года подразделение воздушной поддержки обучает наших визуальных наблюдателей на дому в рамках 4-часового учебного курса. Хотя весь отдел еще не прошел обучение, переговорщики, члены нашей группы по расследованию дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и наши детективы на месте преступления прошли обучение. Это позволяет нам иметь дополнительные глаза во время наших миссий. Эти специально обученные офицеры являются важным подспорьем для подразделения в таких миссиях, как реконструкция дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом, работа на открытом месте преступления, а также поисково-спасательные работы.
В 2021 году эта программа была расширена до программы усовершенствования визуальных наблюдателей. Все эти офицеры прошли и сдали экзамен ФАА часть 107. Затем они приняли участие в 8-часовом учебном курсе, где более подробно изучили работу подразделения воздушной поддержки, а также оборудование и беспилотники, используемые командой. Затем эти офицеры используются во время дежурства для оказания помощи членам группы – от визуального наблюдения до помощи в выполнении полетов, когда требуется рабочая сила.
В 2022 году подразделение воздушной поддержки будет расширено и включит в себя программу Drone First Responder (DFR). Эта программа, основанная на модели Чула-Виста, Калифорния, предусматривает размещение беспилотников в стратегических оперативных точках города. Беспилотник будет реагировать на более приоритетные вызовы. Затем беспилотник прибывает на место происшествия и обеспечивает видеозапись в реальном времени для офицеров, которые отвечают на вызов службы. Эта проверенная модель показала, что беспилотники могут прибыть на место происшествия за вдвое меньшее время, чем патрульные офицеры, что позволяет им лучше видеть место происшествия для обеспечения безопасности и охраны всех.
Источники: autonews.ru, topwar.ru, dronlife.com