В настоящее время беспилотные воздушные суда все активнее используют солнечные панели. Это позволяет им получать электроэнергию за счет солнечного света в дневное время и запасать ее в аккумуляторах для полетов в ночное время. Совместное использование этих двух технологий делает их еще более популярными. Ранее, из-за громоздких солнечных панелей, их использование в беспилотной отрасли было затруднительным. Однако с появлением тонких, гибких и легких панелей ситуация изменилась. Большинство таких панелей имеют толщину до 200 микрометров, а нарезка кремниевых пластин до нескольких микрометров делает их более гибкими, что позволяет использовать их в разработке беспилотных воздушных судов. Беспилотные воздушные суда на солнечных батареях должны выполнять полеты на высотах выше коммерческого авиатрафика, там, где отсутствует облачность и минимальна ветровая нагрузка, чтобы обеспечить оптимальные условия энергоэффективности.
Солнечные батареи широко используются в конструкции беспилотных летательных аппаратов (БВС). Наиболее известными экспериментальными моделями являются российский “Сова”, китайский “Qimingxing-50” и новозеландский “Kea Atmos Mk 1”.
- БВС “Сова” имеет размах крыльев 9,5 м и массу 11,8 кг, оснащенный солнечными панелями мощностью 270 Вт и может летать со скоростью 9 м/с.
- “Qimingxing-50” с размахом крыльев 50 м используется для выполнения высотной разведки и мониторинга окружающей среды.
- “Kea Atmos Mk 1” имеет размах крыльев 12,5 м, массу менее 40 кг и предназначен для сбора аэрофотоснимков высокого разрешения для фиксирования экстремальных погодных явлений, мониторинга окружающей среды и применений в системе точного земледелия.
Хотя солнечные панели пока не обладают высокой мощностью, новые типы панелей, аккумуляторов и электромоторов с повышенными характеристиками и использование современных материалов в конструкции позволяют создавать все более легкие и производительные БВС.
Однако, солнечные беспилотные летательные аппараты обладают рядом преимуществ перед другими видами БПЛА. Во-первых, они способны находиться в воздухе значительное время благодаря использованию солнечных батарей, что позволяет существенно увеличить дальность полета. Во-вторых, они экологически чисты и не загрязняют окружающую среду, что особенно важно при использовании в экологически чувствительных зонах.
Беспилотные летательные аппараты на солнечных батареях имеют широкий спектр применения, от мониторинга лесных пожаров и изучения атмосферы до картографирования территории и обеспечения связи в отдаленных районах. При этом, как показывает практика, с каждым годом совершенствуется технология и растет производительность солнечных батарей, что открывает новые возможности для применения солнечных БПЛА.
В целом, можно сказать, что солнечные беспилотники являются перспективным направлением развития беспилотной авиации, и в ближайшее время мы можем ожидать появления еще более эффективных и функциональных моделей.