Как сообщает Bloomberg компания Apple Inc. стремится ускорить разработку своего электромобиля и переориентирует проект на полное самостоятельное вождение, по словам людей, знакомых с вопросом, стремясь решить техническую проблему, которая не дает покоя автомобильной промышленности.
В течение последних нескольких лет команда разработчиков автомобилей Apple одновременно рассматривала два пути: создание модели с ограниченными возможностями самостоятельного вождения, сосредоточенной на управлении и ускорении – подобно многим современным автомобилям – или версии с полной способностью самостоятельного вождения, не требующей вмешательства человека.
Под руководством нового руководителя этой работы – Кевина Линча, ответственного за программное обеспечение Apple Watch, – инженеры сейчас сосредоточены на втором варианте. Линч настаивает на том, чтобы в первой версии был создан автомобиль с системой полного самообучения, сообщили люди, попросившие не называть их имен, поскольку обсуждения носят частный характер.
Акции Apple выросли на 2,4% до $157,23 после того, как агентство Bloomberg сообщило об этой новости.
Это лишь последнее изменение в работе над автомобилем, известной как Группа специальных проектов или “Проект Титан”, которая пережила изменения стратегии и смену руководителей с начала работы в 2014 году. В сентябре бывший руководитель группы, Даг Филд, после трех лет руководства ушел на работу в Ford Motor Co. Выбирая Линча на его место, Apple остановилась на внутреннем руководителе, который не является ветераном автомобильной отрасли.
Пытаясь освоить самоуправляемые автомобили, Apple преследует священный Грааль в этой отрасли. Технологические и автомобильные гиганты потратили годы на разработку автономных автомобилей, но их возможности так и остались недостижимыми.
Tesla Inc., лидер рынка электромобилей, все еще, вероятно, находится на расстоянии нескольких лет от предложения полностью автономных автомобилей. В компании Waymo, принадлежащей Alphabet Inc., произошла целая череда увольнений в связи с ее усилиями по разработке технологии. А компания Uber Technologies Inc. в прошлом году согласилась продать свое подразделение по автономному вождению.
Внутри компании Apple планируют запустить свой самоуправляемый автомобиль через четыре года, что быстрее, чем пяти-семилетний срок, который некоторые инженеры планировали в начале этого года. Однако сроки нестабильны, и достижение этой цели к 2025 году зависит от способности компании завершить разработку системы автономного вождения, что является амбициозной задачей при таком графике. Если Apple не сможет достичь своей цели, она может либо отложить выпуск автомобиля, либо изначально продавать автомобиль с менее совершенной технологией.
Представитель компании Apple из Купертино, штат Калифорния, отказался от комментариев.
Идеальный автомобиль компании Apple не имел бы руля и педалей, а его интерьер был бы спроектирован с учетом возможности управления без рук. В одном из вариантов, обсуждаемых в компании, интерьер похож на интерьер автомобиля Lifestyle Vehicle от Canoo Inc, новичка в индустрии электромобилей. В этом автомобиле пассажиры сидят вдоль бортов и лицом друг к другу, как в лимузине.
Apple также рассматривает варианты, при которых информационно-развлекательная система автомобиля – вероятно, большой сенсорный экран, похожий на iPad, – будет находиться в центре автомобиля, позволяя пользователям взаимодействовать с ней во время поездки. Автомобиль также будет тесно интегрирован с существующими сервисами и устройствами Apple. Хотя компания настаивает на отсутствии стандартного рулевого колеса, Apple обсуждала возможность оснащения автомобиля режимом экстренного управления.
Недавно компания достигла ключевой вехи в разработке базовой системы автономного вождения автомобиля, сообщили люди, знакомые с ситуацией. Apple считает, что она завершила большую часть основной работы над процессором, который она намерена в конечном итоге поставить в первое поколение автомобиля.
Чип был разработан группой кремниевой инженерии Apple, которая разрабатывала процессоры для iPhone, iPad и Mac, а не командой разработчиков автомобиля. Работа включала оттачивание базового программного обеспечения, которое работает на чипе для обеспечения возможностей самостоятельного вождения.
В скором времени эти усовершенствования могут быть использованы в дорожных испытаниях. Apple планирует начать использовать новую конструкцию процессора и обновленные датчики для самостоятельного вождения в модернизированных автомобилях, которые она уже несколько лет тестирует в Калифорнии. В настоящее время компания располагает парком из 69 внедорожников Lexus, на которых проводятся эксперименты с ее технологией, согласно данным Департамента автотранспорта штата.
Автомобильный чип Apple является самым передовым компонентом, разработанным компанией Apple внутри компании, и состоит в основном из нейронных процессоров, которые могут обрабатывать искусственный интеллект, необходимый для автономного вождения. Возможности чипа означают, что он будет работать в горячем режиме и, вероятно, потребует разработки сложной системы охлаждения.
Предполагается создать автомобиль, который сможет избавить клиентов от усталости за рулем во время длительных поездок. Но создание настоящего автомобиля – для такого аутсайдера автомобильной промышленности, как Apple, – потребует партнерства. Компания обсуждала сделки с несколькими производителями и рассматривала возможность создания автомобиля в США.
Даже с учетом последних достижений, создание полностью самоуправляемого автомобиля к 2025 году рассматривается в Apple как очень агрессивный шаг. Некоторые сотрудники Project Titan скептически относятся к этим срокам.
Безопасность – важная часть головоломки. По словам инженеров, участвующих в проекте, Apple стремится создать более надежные средства защиты, чем те, что есть у Tesla и Waymo. Это включает в себя создание большого количества избыточности – возможности для уровней резервных систем, которые могут сработать, чтобы избежать сбоев в системах безопасности и вождения.
Apple активно ищет инженеров для тестирования и разработки функций безопасности. “Группа специальных проектов ищет опытного инженера-механика, который возглавит разработку механических систем с функциями, важными для безопасности”, – говорится в одном из последних объявлений о вакансиях Apple. “Вы будете использовать свою страсть к разгадке, чтобы помочь разработать системы безопасности и возглавить тестирование и противодействие этим системам”.
В рамках усилий по ускорению проекта Apple нанимает больше инженеров по самодвижущимся автомобилям и автомобильному оборудованию. Это включает в себя привлечение Си Джей Мура, бывшего директора Tesla по программному обеспечению для самодвижущихся автомобилей.
В последние недели Apple также наняла эксперта по климатическим системам из Volvo Car AB, менеджера из Daimler Trucks, инженеров по аккумуляторным системам из Karma Automotive LLC и других автопроизводителей, инженера по датчикам из Cruise LLC компании General Motors Co, инженеров по автомобильной безопасности из таких компаний, как Joyson Safety Systems, и еще нескольких инженеров из Tesla, согласно информации из LinkedIn и людей, знакомых с этим вопросом.
Компания также нанимает инженеров-программистов для работы над “опытом взаимодействия человека с автономной технологией”, согласно объявлению о приеме на работу в Apple, что позволяет предположить, что компания углубляется в разработку пользовательского интерфейса автомобиля. Объявление подразумевает, что разрабатываемое программное обеспечение будет основано на технологии, аналогичной операционной системе iPhone.
Для питания автомобиля Apple обсуждала возможность совместимости с комбинированной системой зарядки, или CCS. Это позволит Apple подключиться к обширной глобальной сети зарядных станций. Но такой подход будет отличаться от более собственных систем зарядки, которые компания разработала для iPhone и Apple Watch.
Apple внутренне обсуждала несколько различных бизнес-моделей для своего автомобиля, включая создание парка самоуправляемых автомобилей, который мог бы конкурировать с такими компаниями, как Uber, Lyft Inc. и Waymo. Компания обсуждала внешний дизайн, похожий на Canoo, если бы она выбрала подход, основанный на создании автопарка. Однако более вероятным сценарием является предложение Apple автомобилей для индивидуального владения.
Добиться этого будет нелегко. Автомобильный проект Apple за свою семилетнюю историю страдал от проблем с разработкой, борьбы за лидерство, увольнений и задержек. Приход Филда из Tesla в 2018 году вызвал всплеск воодушевления, который в итоге сошел на нет. В 2021 году проект покинули по меньшей мере четыре топ-менеджера, помимо самого Филда.
Некоторые члены группы считают, что Филда раздражало то, что после ухода на пенсию его предыдущего начальника Боба Мэнсфилда он стал подчиняться руководителю отдела искусственного интеллекта Джону Джаннандреа. Мэнсфилд подчинялся непосредственно генеральному директору Тиму Куку, работая по совместительству над работой над автомобилями.
Линч стал пятым руководителем, возглавившим проект за последние семь лет. Такая текучесть кадров – редкость для Apple. Например, у команды виртуальной и дополненной реальности был один руководитель с тех пор, как этот проект стартовал примерно в то же время, что и автомобиль.
Тем не менее, учитывая способность Линча помочь превратить Apple Watch в основной продукт, некоторые инженеры в автомобильной команде рассматривают его назначение как “бычий” знак. Линч подчиняется Джеффу Уильямсу, главному операционному директору Apple.
Линч – менеджер по программному обеспечению без опыта работы с автомобильным оборудованием или автономными системами, но бывшие руководители Tesla в проекте – включая Майкла Швекутча и Стюарта Бауэрса – играют ключевые роли. Apple также наняла Ульриха Кранца в начале этого года. Ранее он возглавлял компанию Canoo и помогал контролировать разработку электромобилей BMW.
Когда Линча выбрали для руководства автомобильным проектом, он остался руководить операционной системой Apple Watch и некоторыми командами разработчиков программного обеспечения для здоровья. Он продолжал участвовать в принятии решений на высоком уровне, уделяя при этом большую часть своего времени автомобильному проекту.
Теперь вопрос заключается в том, сможет ли руководитель, который курировал одну из последних больших вещей Apple – ее смарт-часы – превратить автомобиль в ее следующий проект.