Обязательная установка транспондеров на БПЛА не за горами

В последние годы беспилотные летательные аппараты (БПЛА) стали все более распространенными в различных сферах, начиная от аэросъемки и доставки товаров до обеспечения безопасности и контроля границ. Однако, использование БПЛА также вызывает опасения в отношении безопасности воздушного движения и нуждается в дополнительных мероприятиях, чтобы предотвратить столкновения.
Установка транспондеров на БПЛА станет обязательной в некоторых странах, включая США и Европейский союз, начиная с 2023 года.

Предполагается, что оснащение ими всех имеющихся сегодня в России легких и средних беспилотников обойдется как минимум в 1,5 млрд рублей.

Письмо с инициативой обязать установку на все беспилотники транспондеры направила компания “М-Индастриз” в ведомство 6 апреля 2023 года.

“Мера позволит обеспечить безопасность полетов БВС, в том числе в едином воздушном пространстве с пилотируемой авиацией, ускорить развитие рынка услуг беспилотников и простимулирует вывод на рынок российских технологий связи, наблюдения и контроля БВС” – говорится в письме.

“М-Индастриз” предлагает трекеры с функционалом Remote ID. Это система передачи данных о БВС в полете, которая работает на базе бытовых неавиационных стандартов связи – Wi-Fi, Bluetooth, LTE. При этом сигналы Wi-Fi можно принимать на расстоянии до 2 км. В ОрВД информация обрабатывается специализированной системой UTM.

Стоимость подобной разработки, по оценке генерального директора “М-Индастриз” Михаила Липатова, обойдется в 15 тыс. рублей.

НИЦ “Аэроскрипт” (член Ассоциации “АЭРОНЕКСТ”) оценивает разработку и производство трекера в среднем в диапазоне от 20 до 30 тыс. рублей.

То есть оснащение всех имеющихся сегодня в РФ дронов обойдется их владельцам в сумму от 1,5 до 2,2 млрд рублей – дешевле, чем АЗН-В.

Компания “Навигатор” (член Ассоциации “АЭРОНЕКСТ”), которая производит серийные самолетные ответчики АЗН-В, в 2022 году в целях предотвращения возможных конфликтов между пилотируемыми ВС и беспилотниками разработала устройство для интеграции БВС в единое воздушное пространство – малогабаритный излучатель сквиттеров ADS-Bee.

“Преимущество такого устройства – малый вес (8 г), а также низкая стоимость изделия в сравнении с зарубежными конкурентами”, – рассказывает генеральный директор компании “Навигатор” Сергей Бабуров.

Стоимость их ADS-Bee (2 Вт) при серийном производстве составит около 89 тыс. рублей. Более мощная версия, ADS-Bee (20 Вт), сейчас в разработке и обойдется в 150–180 тыс. рублей.

“В России сейчас производятся десятки моделей трекеров, и при серийном производстве стоимость одного трекера для владельца БВС будет некритичной. При этом использование трекеров потребует как наземной, так и спутниковой инфраструктуры в отдельных частях страны”, – полагает генеральный директор “Флай Дрон” (член Ассоциации “АЭРОНЕКСТ”) Никита Данилов.

По словам генерального директора АО “ГЛОНАСС” Алексея Райкевича, для корректного определения местоположения в зонах с географическими природными барьерами для сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, как в Арктике или в плотной городской застройке, необходимо использование “комплексированных систем”, которые используют одновременно несколько спутниковых систем и локальную систему радиодальномерной навигации, а также оснащены средствами информационной безопасности.

“Прежде всего разработчикам оборудования необходимо работать над увеличением приема сигнала до 15–20 км как минимум, а также оценить все вопросы электромагнитной совместимости нового оборудования с уже применяемым для других целей”, – сообщает генеральный директор Ассоциации “АЭРОНЕКСТ” Глеб Бабинцев.

АЗН-В пробивает до радиогоризонта на высоте 10 км до 400 км, уточняет “Аэроскрипт”: для Wi-Fi или Bluetooth дальность не превышает 300–400 м. При хорошем покрытии LTE вопрос дальности передачи данных не встает, но возникает проблема с предельной высотой: сигнал поступает на высоте до 200–300 м.

Источник: https://aeronext.aero/